Новый имидж образования в XXI веке
Последнее десятилетие перевернуло не только общественное устройство, но и отменило многие прежние приоритеты и ценности. Образование и культура как таковые из числа этих ценностей выбыли, уступив место чисто прагматическим ориентирам. Если учиться, то первый вопрос: «Для чего? Что это даст моему ребенку?». При таком конкретном и практическом подходе музыкальное образование утратило свою привлекательность. Теперь оно не идет ни в какое сравнение с престижными ныне специальностями – менеджментом, экономикой, правом, психологией, финансами и прочими «близкими к земле» профессиями. Быть музыкантом стало невыгодно, а значит не престижно. Как следствие, конкурс в вузы катастрофически упал, уступив место хроническим недоборам. Состояние профессионального музыкального образования находится в состоянии кризиса….
Вместе с тем есть и отрадные тенденции, которые мы, как музыкальное сообщество, пока оцениваем как негативные. Дело в том, что не все наши выпускники работают по специальности. Бывшие музыканты отправляются в свободное плавание: одни идут в бизнес, другие в банковское дело, третьи – в торговлю. Большинству из них удается преуспеть – их не сбивают с толку неизбежные трудности, они не боятся шероховатостей и неожиданностей, которыми чревато всякое новое дело. Они упорны, настойчивы, и вместе с тем гибки и обладают неоценимым «чувством настоящего момента». Всякий музыкант в этом приблизительном портрете успешной личности узнает наших выпускников: эти необходимые для успеха качества были в них воспитаны их музыкальной биографией.
Иными словами, музыкант как единица рынка труда оказался весьма конкурентоспособным. Исходя из этого, нужно перейти к более широкой философии музыкального образования, которое будет руководствоваться новым лозунгом: «Учиться музыке не для того, чтобы быть музыкантом, а для того, чтобы стать лучшим в любой профессии!»
Pages: 1 2