Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Новый имидж образования в XXI веке

Помимо лучшей координации деятельности мозговых полушарий, у детей, занимавшихся музыкой, наблюдается значительная релаксация в работе мозга. На языке нейропсихологии это означает, что всякое усилие отнимает у «музыкального» мозга меньше энергии, всякая интеллектуальная работа дается «музыкальному» мозгу легче, а значит, у него остается больше ресурсов для других задач, то есть «музыкальный» мозг больше может, так как на каждое действие затрачивает меньше сил.

Музыка не только умножает силы мозга в целом, но и работает в нескольких нужных любому человеку направлениях. Например, музыка очень помогает усвоению речи, поскольку музыкальные и речевые центры в мозгу расположены близко. Поэтому музыкальные занятия влияют на речевое развитие человека, особенно в детском возрасте.

Когда измеряли мозговые импульсы, поющих людей, обнаружили, что во время пения происходят два параллельных процесса: мелодический и текстовой, и они друг с другом не смешиваются. Получается, что люди, много поющие, становятся своего рода Цезарями, умеющими делать два дела одновременно: они постоянно осуществляют вместе две деятельности – ведут мелодию и произносят текст.

Занятия музыкой активно стимулируют рост социальных навыков. Был поведен эксперимент, когда соответствующие тесты выполняли 27 дошкольников, занимавшихся музыкой, 33 дошкольника, не занимавшихся музыкой, и 16 школьников, которые занимались музыкой систематически в музыкальной школе. И оказалось, что те, кто просто занимался музыкой, несколько улучшил свои результаты при повторном тестировании через год; те, кто не занимался, не улучшили; а те, кто занимался в музыкальной школе, буквально подскочили под потолок, показали гигантский прогресс. А ведь речь идет об очень важных навыках: развитое мышление о последствиях означает, что человек способен понять, к чему приведут те или иные действия, а альтернативное мышление означает, что помимо, например, выяснения отношений с помощью силы, человек может увидеть другие возможности. Это свидетельствует о том, что человек, у которого есть опыт музыкальных занятий, лучше понимает других людей, он гибче, он более чуток и способен увидеть ситуацию глазами другого.

Таким образом, музыканты обладают целым рядом свойств, совместить которые в одном человеке порой бывает невозможно. С одной стороны, они эмоционально чутки и отзывчивы, а с другой – очень стабильны, и их нелегко сбить с толку. Музыканты способны действовать самостоятельно, что они и делают постоянно. В то же время, в силу социальной адаптивности и понимания других людей, они прекрасно работают в команде. Музыканты готовы к риску, и вместе с тем они сопротивляются простым решениям. Они умеют видеть, как подать материал живо и подробно, и в то же время они могут отвлечься от подробностей и увидеть всю ситуацию в целом. Эти выводы сделали американские исследователи в результате массированного внедрения художественных дисциплин в общее образование, так как эти исследователи имели возможность сравнить на каждодневной основе поведение и мышление детей, занимающихся искусством и музыкой, и поведение и мышление детей, занимающихся по стандартной школьной программе.

Из всех проведенных научных данных мы можем сделать вывод о том, что музыка помогает подготовить детей к жизни, превратить их в самостоятельных личностей с повышенной конкурентоспособностью по всем направлениям.

Поэтому музыкальное образование должно руководствоваться лозунгом: «Учиться музыке не для того, чтобы стать музыкантом, а для того, чтобы быть лучшим в любой профессии».

Pages: 1 2